Война, XXI век
Наивно считать, что с момента изобретения компьютеров и Интернета военный прогресс остановился. Напротив, он шагает семимильными шагами. Как ни печально, цифровые технологии используются отнюдь не в мирных целях, и бои в Ираке лишний раз напоминают об этом. Высокоточное оружие, "умные" бомбы - это лишь малая видимая часть гигантского айсберга, на девять десятых скрытого под темными водами. Имя этому айсбергу - "Системы битвы будущего" (Future Combat Systems - FCS). Так называется программа реорганизации и вооружения американской армии с помощью последних достижений науки и техники. Ее реализация запланирована на ближайшие десятилетия - первые полностью реструктурированные и укомплектованные по новым принципам армейские подразделения должны появиться около 2010 года. Стратегический замысел FCS - сделать американскую армию сверхмобильной, сверхсмертоносной, сверхнеуязвимой. "Тяжеловесные" войска должны быть заменены более легкими, мобильными и при этом куда более эффективными подразделениями, которые за считанные дни можно перебросить в любую точку мира. Полностью готовая к сражению бригада должна оказаться на месте в течение четырех дней, дивизия - пяти дней, а пять дивизий - в течение месяца.
Пока это звучит как фантастика, но, прочитав эту тему номера, вы поймете, что фантастика уже изрядно отстает от жизни. "Лучи смерти" и бластеры выглядят наивно по сравнению с оружием, которое способно стрелять "из-за угла". Способность новых систем вооружения поражать скрытую цель, способность солдат вести огонь, не подставляя себя под ответный удар - один из излюбленных тезисов FCS. Для этого предназначены и новая автоматическая винтовка XM29, и программа по созданию супервоинов Land Warrior, о которых мы рассказываем сегодня. Будущее часто повторяет выдумки фантастов. Один из важнейших пунктов в "Системах битвы будущего" - создание аналога боевой сети SkyNet из сериала "Терминатор". Конечно, искусственный разум в "Системах" пока не планируется. Но сама суть SkyNet остается - это единая цифровая сеть, связывающая все боевые компьютеры армии. Спутники-шпионы, самолеты-разведчики, артиллерия, вертолеты, танки и даже отдельные солдаты будут подключены к этой сети, чтобы моментально обмениваться данными о противнике, получать приказы и сообщать о меняющейся обстановке. Каждый солдат будет иметь перед глазами постоянно обновляющуюся цифровую карту местности, на которой синими значками обозначаются свои "юниты", а красными - "юниты" противника.
Поток информации обеспечивается беспилотными самолетами-разведчиками и танками "Абрамс", оборудованными соответствующей аппаратурой. Координаты своих подразделений уточняются с помощью систем глобального позиционирования (GPS). Все данные передаются через закрытую компьютерную сеть - интранет, функционирование которой обеспечивают два дублирующих друг друга сервера Compaq. Серверы установлены в фургонах, двигающихся на расстоянии 60 миль от линии фронта. Практика, как водится, отстает от теории, и "боевая сеть" пока вовсе неидеальна. Журнал "BusinessWeek", со ссылкой на анонимного американского капитана из третьей пехотной дивизии, сообщает о проблемах, с которыми сталкиваются войска в процессе эксплуатации "боевой сети". Песок и жара угрожают работоспособности оборудования, в том числе и главным серверам. Оборудование на некоторых танках оказалось плохо совместимым с другими компонентами сети, в результате автоматическое обновление данных на цифровой карте иногда не срабатывает, и солдатам приходится вводить информацию вручную. Несовершенство компьютерных систем приводит и к трагическим случаям так называемого "дружественного огня" - войска коалиции уничтожают друг друга ничуть не хуже, чем силы обороны Ирака. Тем не менее, по отзывам офицеров, "боевая сеть" по своей эффективности намного превосходит традиционную радиосвязь и бумажные карты с флажками и булавками. Надо ли говорить, какую роль во время боя играет информация? Кто первым узнал, тот первым и нанес удар. С помощью цифровой карты, обновляемой в реальном времени, войска могут действовать на качественно новом уровне. Знать о перемещениях противника, свободно ориентироваться в незнакомой местности, вести "непрямой" огонь... В рамках Future Combat Systems предполагается оснастить каждого солдата носимым компьютером, который даст ему цифровую карту местности, средство связи с товарищами и ряд других возможностей. Кроме того, запланирована всеобщая компьютеризация армии. Микропроцессоры внедряются в винтовки и даже... в пули! И все это подчинено одной цели - превратить армию в единый цифровой организм с небывалой степенью взаимодействия и эффективностью ударов. Высокая точность перестает быть уделом ракет и бомб - новые программируемые осколочные мини-снаряды, выпускаемые из автомата XM29, могут по заказу взрываться точно над головой укрывшегося противника.
Да, да, да! Все именно так. Военное дело в принципе не любит прогресса, но... терпит его. И в связи с этим вспоминается один исторический урок: когда китайская армия пыталась сопротивляться английским колонистам, упор тоже делался на надежность дедовских методов. Любой китайский солдат должен был чуть ли не в совершенстве, на уровне сложной акробатики, владеть единоборствами и холодным оружием. Но несмотря на это, обычные, зачастую плохо обученные английские солдаты в конце концов одержали победу, секрет которой прост - у англичан было огнестрельное оружие. Жернова прогресса мелют медленно, но верно, и ключевую роль в армии XXI века будут играть информационные технологии. Битвы грядущего - битвы чипов, и преимущество получит тот, у кого их будет больше.МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
© Сергей Токарев, 19.05.2003
|